«Доступная среда» — это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе населения.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательная организация принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него.
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашей школе способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Российское законодательство предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» созданы:
Условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в здания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
- оборудовано парковочное место для автотранспорта маломобильных граждан;
- организована помощь работников школы-интерната при посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом, в том числе с использованием кресла-коляски;
- вход в школу-интернат оборудован кнопкой вызова работника школы-интерната;
- предоставление сменного кресла-коляски;
- расширены входные дверные проемы;
- наличие на входе в школу-интернат вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
- обеспечен доступ собаки-проводника (при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение);
- организована зона целевого приема всех категорий лиц с ОВЗ;
- предоставление услуги сурдопереводчика, тифлопереводчика.
Условия безбарьерного перемещения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) внутри здания:
- нанесена специальная маркировка на поверхности дверей;
- выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролетах и перилах;
- продублированы названия кабинетов шрифтом Брайля;
- оборудована туалетная комната для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Конструктивные особенности здания КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» (год постройки — 1957г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения учебных и внеклассных занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации обучающимися с различными нарушениями.
Учебные классные комнаты, кабинеты, залы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- интерактивные комплексы (проектор и интерактивная доска),
- интерактивные доски,
- компьютеры,
- ноутбуки,
- телевизоры,
- видеоплееры,
- принтеры, МФУ.
Для проведения занятий по лечебной и адаптивной физкультуре зал оснащен специальным оборудованием, которое позволят развить общую моторику, координацию и ловкость движений, повысить двигательную активность инвалидов и лиц с ОВЗ (мягкие модули, тренажеры, массажные мячи и коврики, балансировочные подушки).
Оснащенная специальным оборудованием сенсорная комната (кабинет психологической разгрузки) позволяет улучшить эмоциональное состояние инвалидов и лиц с ОВЗ, снять беспокойство, нервное возбуждение и тревожность; активизировать мозговую деятельность.
Кабинет психолога оснащен психодиагностическим инструментарием и развивающими компьютерными программами, что позволяет обеспечить психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ современными технологиями.
Для информирования о деятельности общеобразовательной организации имеется официальный сайт с наличием адаптированной версии для слабовидящих.
Государственная программа «Доступная среда» была разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
«Доступная среда» в КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» — это особое пространство, в котором дети с ограниченными возможностями здоровья могут чувствовать себя без ограничений.
«Доступная среда» обеспечивает:
— создание в КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
— социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
— реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать их полноценному участию в жизни.
Планируя работу по «Доступной среде», мы опирались на российский и региональный опыт.
Карта доступности объектов Интернет-портала «Жить вместе» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:
Разметите здесь информацию:
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- об объектах для проведения практических занятий;
- о библиотеке(ах);
- об объектах спорта;
- о средствах обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- об электронных образовательных ресурсах;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.